Маркировка шин и покрышек: правила и требования маркировки для розницы и опта, необходимое оборудование для внедрения
ГлавнаяМаркировка товаровМаркировка шин и покрышек

Маркировка шин и покрышек

30 ноября 2019 года закончился тестовый период маркировки автомобильных шин и покрышек, а с 1 марта 2021 года производство, импорт, хранение, оптовая и розничная торговля немаркированной продукцией запрещена. 

Изготовители, импортеры, дистрибьюторы и продавцы должны предоставлять данные о товарообороте посредством ЭДО в ГИС «Честный знак».

Виды шин и покрышек, подлежащих маркировке

Под требования нового закона попадают шины и покрышки для всех мото- и автотранспортных средств передвижения и перевозки пассажиров, а также техники специального назначения, отвечающие кодам ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС.

Исключения

Под требования закона не попадают:

  • взаимозаменяемые протекторы;
  • ленты обода;
  • камеры;
  • выставочные экземпляры и экспериментальные образцы;
  • изделия для велосипедов и летательных аппаратов;

а также восстановленные и бывшие в употреблении изделия.

Правила продажи маркированных шин

Чтобы реализовывать покрышки и шины в соответствии с требованиями действующего законодательства, необходимо предпринять следующие шаги:

  • получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);
  • подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО);
  • завести личный кабинет в ГИС «Честный знак»;
  • купить смарт-терминал или фискальный регистратор или обновить существующий;
  • заключить или обновить действующий договор с ОФД;
  • подключить к ККТ сканер двухмерных штрих-кодов DataMatrix;
  • обновить 1С или другую программу учета товара и синхронизировать с ЭДО;
  • приобрести 2D ТСД и принтер штрих-кодов для склада.

При помощи ТСД происходит приемка товара, сверка идентификационных кодов и ввод данных в складскую программу.

Как маркировать

Для маркировки автомобильных шин необходимо заказать через ЛК в ГИС «Честный знак» двухмерные коды DataMatrix, которые высылаются заказчику в электронном виде, распечатать их нужно самостоятельно. 

Как распечатывать

Правила маркировки шин не устанавливают конкретных способов печати и нанесения идентификационных кодов, поэтому участники товарооборота вольны выбирать способ печати самостоятельно:

  • офсетный принтер — коды печатаются на самоклеющейся бумаге и нарезаются вручную. Такие марки бюджетны и быстро выцветают, отваливаются и приходят в негодность;
  • термопринтер — марки печатаются на специальных этикетках с термочувствительным слоем. Такие коды долговечнее первого варианта и служат в среднем 3–4 месяца;
  • термотрансферная печать — изображение наносится на бумагу, ткань или полипропиленовую пленку с помощью термотрансферной красящей ленты. Сам принтер и расходники к нему дороже, чем в первых двух вариантах, но такие коды DataMatrix более стойкие к ультрафиолету, влажности и перепадам температур, и соответственно служат дольше.

Приклеивать марку с кодом разрешается на любое видимое место шины или покрышки.

Схема работы

Схема работы в системе маркировки автомобильных шин делится на несколько этапов:

  1. Производитель заводит личный кабинет в ГИС «Честный знак», заказывает коды DataMatrix и наносит их на каждую позицию товара;
  2. Коды сканируется, и данные о продукции автоматически записываются в системе и становятся доступными для последующих участников товарооборота;
  3. При приемке продукции дистрибьютором коды сканируются, проверяются, а право собственности передается через ЭДО;
  4. При отгрузке товара продавцам дистрибьютор формирует УПД с кодами;
  5. При продаже конечному потребителю код сканируется на онлайн-кассе, и информация о товаре отображается в электронном чеке и передается в ОФД, а товар выводится из оборота.

Импортная продукция маркируется поставщиком на этапе ввоза на территорию РФ. Вся ответственность за правильность маркировки автомобильных покрышек и шин лежит на импортере.

Учет и списание новых шин и покрышек на складах розничных точек продаж ведется также через ГИС «Честный знак».

Возврат маркированных шин и покрышек

Возврат маркированного товара происходит либо от покупателя продавцу, либо от одного участника товарооборота к другому. Система маркировки автомобильных шин устанавливает следующий порядок действий:

  1. При возврате от покупателя кассир сканирует код и оформляет чек возврата. Через ОФД информация передается в ГИС «Честный знак», и товар возвращается в оборот. Если причиной возврата является брак, то товар сначала возвращается в оборот, а затем списывается с остатков. В случае, когда код DataMatrix утерян или поврежден, магазин оформляет чек возврата без кода и перемаркировку в личном кабинете системы маркировки;
  2. При возврате от одного участника товарооборота другому, например, от розничной точки дистрибьютору:
  • продавец информирует о возврате и отправляет коды товаров;
  • дистрибьютор составляет УКД в рамках ЭДО и отражает в нем количество возвращенного товара, подписывает электронной подписью и отправляет продавцу;
  • розничная точка проверяет и подписывает УКД со своей стороны и производит физический возврат шин и кодов.

Информация о движении автоматически отражается в ГИС.

Ответственность за оборот немаркированных шин

За товарооборот немаркированных шин и покрышек на территории России предусмотрена административная ответственность в виде штрафных санкций в соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ, а также уголовная ответственность в виде наказаний предусмотренных статьей 171.1 УК РФ.

Контактные данные

Адрес:
ул. Холодильная, 85 к1 - Центр автоматизации бизнеса и сервисный центр
ул. Котовского, 7 - Cервисный центр по обслуживанию торгового оборудования

Режим работы: с 9:00 до 17:30.
В выходные осуществляется техподдержка
с 9:00 до 17:30 по телефону +79048769790

Телефон: 8 (3452) 393-904, 8 (3452) 207-219

E-mail: elita02@yandex.ru