
30 ноября 2019 года закончился тестовый период маркировки автомобильных шин и покрышек, а с 1 марта 2021 года производство, импорт, хранение, оптовая и розничная торговля немаркированной продукцией запрещена.
Изготовители, импортеры, дистрибьюторы и продавцы должны предоставлять данные о товарообороте посредством ЭДО в ГИС «Честный знак».
Виды шин и покрышек, подлежащих маркировке
Под требования нового закона попадают шины и покрышки для всех мото- и автотранспортных средств передвижения и перевозки пассажиров, а также техники специального назначения, отвечающие кодам ОКПД2 и ТН ВЭД ЕАЭС.
Исключения
Под требования закона не попадают:
- взаимозаменяемые протекторы;
- ленты обода;
- камеры;
- выставочные экземпляры и экспериментальные образцы;
- изделия для велосипедов и летательных аппаратов;
а также восстановленные и бывшие в употреблении изделия.
Правила продажи маркированных шин
Чтобы реализовывать покрышки и шины в соответствии с требованиями действующего законодательства, необходимо предпринять следующие шаги:
- получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);
- подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО);
- завести личный кабинет в ГИС «Честный знак»;
- купить смарт-терминал или фискальный регистратор или обновить существующий;
- заключить или обновить действующий договор с ОФД;
- подключить к ККТ сканер двухмерных штрих-кодов DataMatrix;
- обновить 1С или другую программу учета товара и синхронизировать с ЭДО;
- приобрести 2D ТСД и принтер штрих-кодов для склада.
При помощи ТСД происходит приемка товара, сверка идентификационных кодов и ввод данных в складскую программу.
Как маркировать
Для маркировки автомобильных шин необходимо заказать через ЛК в ГИС «Честный знак» двухмерные коды DataMatrix, которые высылаются заказчику в электронном виде, распечатать их нужно самостоятельно.
Как распечатывать
Правила маркировки шин не устанавливают конкретных способов печати и нанесения идентификационных кодов, поэтому участники товарооборота вольны выбирать способ печати самостоятельно:
- офсетный принтер — коды печатаются на самоклеющейся бумаге и нарезаются вручную. Такие марки бюджетны и быстро выцветают, отваливаются и приходят в негодность;
- термопринтер — марки печатаются на специальных этикетках с термочувствительным слоем. Такие коды долговечнее первого варианта и служат в среднем 3–4 месяца;
- термотрансферная печать — изображение наносится на бумагу, ткань или полипропиленовую пленку с помощью термотрансферной красящей ленты. Сам принтер и расходники к нему дороже, чем в первых двух вариантах, но такие коды DataMatrix более стойкие к ультрафиолету, влажности и перепадам температур, и соответственно служат дольше.
Приклеивать марку с кодом разрешается на любое видимое место шины или покрышки.
Схема работы
Схема работы в системе маркировки автомобильных шин делится на несколько этапов:
- Производитель заводит личный кабинет в ГИС «Честный знак», заказывает коды DataMatrix и наносит их на каждую позицию товара;
- Коды сканируется, и данные о продукции автоматически записываются в системе и становятся доступными для последующих участников товарооборота;
- При приемке продукции дистрибьютором коды сканируются, проверяются, а право собственности передается через ЭДО;
- При отгрузке товара продавцам дистрибьютор формирует УПД с кодами;
- При продаже конечному потребителю код сканируется на онлайн-кассе, и информация о товаре отображается в электронном чеке и передается в ОФД, а товар выводится из оборота.
Импортная продукция маркируется поставщиком на этапе ввоза на территорию РФ. Вся ответственность за правильность маркировки автомобильных покрышек и шин лежит на импортере.
Учет и списание новых шин и покрышек на складах розничных точек продаж ведется также через ГИС «Честный знак».
Возврат маркированных шин и покрышек
Возврат маркированного товара происходит либо от покупателя продавцу, либо от одного участника товарооборота к другому. Система маркировки автомобильных шин устанавливает следующий порядок действий:
- При возврате от покупателя кассир сканирует код и оформляет чек возврата. Через ОФД информация передается в ГИС «Честный знак», и товар возвращается в оборот. Если причиной возврата является брак, то товар сначала возвращается в оборот, а затем списывается с остатков. В случае, когда код DataMatrix утерян или поврежден, магазин оформляет чек возврата без кода и перемаркировку в личном кабинете системы маркировки;
- При возврате от одного участника товарооборота другому, например, от розничной точки дистрибьютору:
- продавец информирует о возврате и отправляет коды товаров;
- дистрибьютор составляет УКД в рамках ЭДО и отражает в нем количество возвращенного товара, подписывает электронной подписью и отправляет продавцу;
- розничная точка проверяет и подписывает УКД со своей стороны и производит физический возврат шин и кодов.
Информация о движении автоматически отражается в ГИС.
Ответственность за оборот немаркированных шин
За товарооборот немаркированных шин и покрышек на территории России предусмотрена административная ответственность в виде штрафных санкций в соответствии со статьей 15.12 КоАП РФ, а также уголовная ответственность в виде наказаний предусмотренных статьей 171.1 УК РФ.