Эксперимент по маркировке молочной продукции кодами идентификации стартовал в 2019 году, а в декабре 2020 года были утверждены сроки и правила маркировки молока и молочных продуктов.
Цели маркировки товаров — контроль качества продуктов, большинство из которых скоропортящиеся, и уменьшение доли фальсифицированной продукции на прилавках магазинов. Теперь изготовители и импортеры обязаны маркировать продукцию кодами DataMatrix и заносить информацию о товарах в ГИС «Честный знак». Дальнейшее движение «молочки» между участниками товарооборота происходит через электронный документооборот (ЭДО). Потребители смогут узнать происхождение и характеристики продукта через мобильное приложение, сканировав идентификационный код.
Сроки реализации законопроекта
Минпромторг поясняет, что с 1 июня 2025 года каждый участник товарооборота молока и молочной продукции будет вести поэкземплярный учет товаров со сроком годности от 40 суток. Причем сканировать коды придется не только при продаже, но и при приемке.
Если ранее требования закона распространялись на производителей и импортеров, то с 1 сентября 2022 года маркировка молока стала обязательной и для розничных продавцов. Теперь в ГИС «Честный знак» они обязаны передавать информацию о поступлении и выводе из оборота партий товара.
С 1 декабря 2022 года под действие закона о маркировке должны были попасть фермеры и сельскохозяйственные кооперативы, но Минпромторг постановлением №477 предоставил им отсрочку до 1 декабря 2023 года. Также с этого дня станет обязательной маркировка молока для общепита и других предприятий ресторанно-гостиничного сегмента.
Какая «молочка» подлежит маркировке
Под действие закона попадает молочная продукция, соответствующая кодам групп: 0401 — 06, 2105 и 2202 по ТН ВЭД и групп 10.51, 10.52 и 10.86 по ОКПД 2 ЕАЭС.
Исключения
Для некоторых групп продуктов действуют исключения. Так идентификации не подлежат:
- продукция массой менее 30 граммов;
- товары, реализуемые на розлив и на развес;
- профилактическое, специальное и детское питание;
- экспортные товары;
- продукция на производственном складе;
- товарные образцы, предназначенные для маркетинговых целей;
- продукты, сведения о которых представляют государственную тайну.
Штучный товар массой не более 30 граммов подлежит маркировке только при продаже пачками и блоками по несколько штук. В таком случае понадобится штрих-код на всю пачку или блок.
Схема работы системы
Схема работы системы маркировки молока и молочных товаров состоит из нескольких этапов:
- Участники товарооборота регистрируются в ГИС «Честный знак»;
- Производители заказывают коды DataMatrix и наносят их на каждую единицу продукции;
- Промаркированная продукция вводится в оборот, и информация становится доступна для последующих участников торговой цепочки;
- Дальнейшее движение товара от собственника к собственнику ведется посредством обмена маркированными электронными накладными или УПД в программе ЭДО;
- Приемка маркированного товара покупателем осуществляется с проверкой кодов и информации в УПД;
- УПД подписывается электронной подписью;
- В розничном магазине товар проводят через терминал. Информация о проданном товаре через ОФД поступает в ГИС «Честный знак».
Способы маркировки
Коды маркировки DataMatrix наносят на товары тремя способами:
- Печать в типографии — производитель заказывает печать этикеток с уникальным кодом маркировки;
- Этикетирование — наклейки с кодом распечатывают самостоятельно на принтере этикеток и наклеивают на товар аппликатором;
- Прямое нанесение — код наносят непосредственно на товарную упаковку. Для этого на предприятии нужно усовершенствовать существующее или закупить новое оборудование.
Как продавать
Для того, чтобы принимать и продавать «молочку», оптовикам и розничным продавцам необходимо предпринять следующие шаги:
- оформить электронную подпись УКЭП;
- завести личный кабинет в ГИС «Честный знак»;
- установить ПО для ЭДО;
- приобрести сканер штрих-кодов;
- интегрировать существующие или приобрести новое ПО.
- обновить онлайн-кассу
Изготовителям молочной продукции нужно:
- зарегистрироваться в системе «Честный знак»;
- создать каталог товаров;
- заказать коды DataMatrix в «Честный знак»;
- выбрать способ нанесения идентификаторов и внедрить соответствующее оборудование в производственный цикл;
- протестировать процесс маркировки.
Ответственность за оборот немаркированной продукции
Штрафные санкции за нарушения закона о маркировке молока и молочных продуктов, а именно — производство, хранение, транспортировка и продажа немаркированной продукции — прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Размер штрафов зависит от тяжести нарушения и иных обстоятельств.
Если объемы выявленной нелегальной продукции приравниваются к крупным и особо крупным размерам, и/или нарушения были осуществлены группой лиц, то за такое нарушение можно лишиться свободы на срок до 6 лет.
Оборудование для оборота маркированной молочной продукции
Чтобы быть полноправным участником рынка и соответствовать требованиям закона о маркировке молочных товаров, необходимо иметь набор торгового оборудования:
- смарт-терминалы, онлайн-кассы или POS-системы;
- 2D-сканеры штрих-кодов;
- принтеры для печати кодов DataMatrix;
- фискальные накопители.
Также стоит запастись расходными материалами: чековыми лентами, самоклеящейся бумагой, картриджами для принтера и так далее.
Почему стоит обратиться к нам
В ассортименте компании «Элита-Сервис» представлен широкий выбор контрольно-кассовой техники (ККТ) для производителей, импортеров, дистрибьюторов и розничных продавцов молочной продукции.
В нашем Центре автоматизации бизнеса вы сможете не только купить необходимое оборудование для маркировки молока для розницы и опта, но и воспользоваться дополнительными услугами. Наши специалисты помогут:
- получить электронную подпись (УКЭП);
- наладить взаимодействие с оператором ОФД и ГИС «Честный знак»;
- подобрать и настроить необходимое оборудование для автоматизации бизнес-процессов оборотов и требований вашей компании;
- установить и настроить программное обеспечение (ПО);
- обучить персонал новым правилам торговли и работе на кассе.
Ознакомиться с ассортиментом и видами услуг можно на нашем официальном сайте или посетив наш Центр автоматизации бизнеса в Тюмени.