Маркировка табака и табачной продукции: требования, сроки
ГлавнаяМаркировка товаровМаркировка табачной продукции

Маркировка табачной продукции

По данным АНО «ННЦК» за 2022 год объем поддельной табачной продукции в некоторых регионах России достиг 45–47% от общего оборота в отрасли. Чтобы дать нормально работать законопослушным продавцам и производителям, а мошенников и коррупционеров полностью убрать с рынка, в 2023 году законодательно ужесточили меры контроля и ответственности за торговые операции с сигаретами, упакованным табаком и другими никотиносодержащими товарами.

Маркировка табачных изделий — это комплекс мероприятий. Он включает в себя такие действия:

  • печать и нанесение контрольно-идентификационных знаков – КиЗ – на товары;
  • отправка в систему контроля информации о том, через какие звенья торговой цепи проходит маркированная продукция;
  • учет объемов продаж и отслеживание пути товара от изготовителя/импортера до конечного потребителя в НСМТ «Честный ЗНАК».

Какой табак подлежит маркировке

Регистрация и учет в системе отслеживания маркированной продукции обязательна для товаров, которые обозначены в справочнике продукции и таможенном классификаторе такими кодами:

Категория ОКПД 2 ТН ВЭД
Альтернативный табак, подлежащий маркировке, — курительный, нюхательный, для кальяна, трубок, жевания и нагревания 12.00.19. (100 – 160)

2403 19 100 0
2403 11 000 0
2403 99 100 0
2403 99 900 9

Электронные сигареты 12.00.19.500 2404 19 000 9
Обычные папиросы и сигареты 12.00.11. (130 и 140) 2402 20 900 0
Сигариллы и сигары 12.00.11. (110 и 120) 2402 10 000 0

Кроме табакосодержащих изделий под закон об обязательной маркировке попадают кальянные смеси без табака.

Сроки реализации законопроекта о маркировке табачных изделий

Распоряжение № 72-р и постановление Правительства РФ № 224 утвердили норму, по которой с июля 2019 года маркируются все сигареты и папиросы, поступающие на рынок России. С середины лета 2020 года в РФ запретили безотчетный оборот папиросной и сигаретной продукции, упакованной в пачки. Альтернативный табак начали маркировать с июля 2020 год, а ровно через год полностью запретили торговать немаркированными табачными смесями для трубок, кальянов, жевания и употребления через нос.

Продукцию, которая содержит никотин не в табаке, а в синтетических жидкостях и испаряемых пластинах, поставили на учет в системе «Честный ЗНАК» экспериментально. Пробный период маркировки многоразовых и одноразовых стиков продлился год и 1,5 месяца. После окончания эксперимента маркировка электронных сигарет стала обязательной.

С 01.09.2023 вступил в силу закон № 203-ФЗ, который ужесточает все действующие меры по мониторингу оборота табачных и никотиносодержащих изделий. Согласно его положениям, на рынке России должна присутствовать только продукция, зарегистрированная в национальной системе маркировки. Информацию о продаже каждой товарной единицы надо передавать строго в установленном порядке.

Это означает, что органы контроля будут проводить дополнительные проверки. К ним должен быть готов каждый участник торговой цепи — от изготовителя и закупщика иностранных сигарет до продавцов в ларьках и владельцев онлайн-магазинов кальянных смесей. Единственный способ избежать проблем с законом – пользоваться отлаженным оборудованием для маркировки и иметь дело только с легально произведенным и полученным товаром.

Требования к маркировке табака

DataMatrix код маркировки табачной продукции должен включать в себя:

  1. GTIN товара, состоящий из 14 цифр;
  2. идентификационный код, который включает в себя 7 цифр;
  3. комбинацию или код для проверки — 4 или 8 цифр.

На транспортировочных упаковках также печатают код-серию.

В процессе работы с маркированной табачной продукцией используют специальные устройства для нанесения кодов, учета товаров, а также средства идентификации и хранения информации:

Фиксировать продажу сигарет или табака в розницу можно через регистратор выбытия или с помощью ККО, которое автоматически отправляет в ОФД сведения о выходе товара из оборота.

Схема и этапы маркировки табачной продукции

Этапы маркировки сигарет и других табачных товаров:

  1. На склад завода-изготовителя или импортера поступает партия сигарет. Для них запрашивают коды в НСМТ. После получения КиЗы распечатывают и наклеивают на пачки.
  2. Для продажи товара оптовому поставщику-посреднику производитель/импортер формирует универсальный передаточный документ УПД. В нем перечислены все единицы продукции и указаны данные маркер-кодов со всех пачек сигарет.
  3. Оптовому покупателю передают УПД и перечисленный в нем товар.
  4. Дистрибьютор получает сигареты и сверяет информацию на их КиЗах с УПД, а затем отправляет в «Честный ЗНАК» подтверждение, если не нашел ошибок в передаточной ведомости.
  5. Поставщик составляет новый УПД, который соответствует запросам точки розничной торговли и передает в нее заказанную продукцию.
  6. Розничный продавец сверяет данные УПД с кодами на пачках и подтверждает передачу в НСМТ.
  7. В точке продажи отпускают сигареты покупателям и регистрируют выбытие каждой упаковки из оборота.

Всю работу с документами для маркированной продукции проводят в среде ЭДО.

Штрафы за несоблюдение правил маркировки

Как работает закон для тех, кто не хочет или не может выполнять требования к торговле и изготовлению табачных изделий:

Разновидность нарушения Наказание для ИП и должностных лиц Наказание для юридических лиц
Торговля табаком без контрольно-идентификационных знаков на упаковке Штраф за продажу сигарет без маркировки составит 10 – 50 тысяч руб. Штраф за продажу сигарет без маркировки — от 300 до 500 тысяч руб.
Ввод в оборот табачной продукции без регистрации в национальной системе маркировки Штраф за производство сигарет без маркировки — от 30 до 50 тысяч руб. Штраф за производство сигарет без маркировки — 200 – 300 тысяч руб.

Такое же наказание ждет индивидуальных предпринимателей, руководителей торговых точек и юридические лица за продажу других немаркированных табачных товаров, включая одноразовые стики, электронные сигареты и жидкость для них.

Сбыт продукции без КиЗов или с поддельными маркер-кодами влечет за собой и уголовную ответственность. Она наступает, если:

  • продажи с нарушениями были произведены на сумму больше 1 миллиона рублей;
  • следствие обнаружило незаконную торговлю, которую осуществляли несколько лиц в сговоре.

Для предпринимателей, которые не имеют желания или возможности отправлять отчетность о продаже и выбытии табачной продукции из оборота, также предусмотрено административное наказание.

Почему стоит обратиться к нам

В списке товаров, которые предлагает купить компания «Элита-сервис», — полный набор современного оборудования для автоматизации торговли и работы с маркированными товарами.

  • Продаем все необходимое для производителей и продавцов — от принтеров этикеток иностранного производства до бюджетных ПИН-падов и онлайн-касс Эвотор.
  • Собираем, доставляем и устанавливаем под ключ ККО и устройства для продажи продукции с маркер-кодами на производствах, складах, офисах оптовых поставщиков и в розничных точках сбыта.
  • Формируем цены на наши товары без лишних и неоправданных начислений.
  • Доставляем заказанную ККТ в Тюмени и Тюменской области за 24 часа.

Мы помогаем:

  • получить УКЭП;
  • настроить приобретенное у нас оборудование;
  • наладить связь с операторами «Честного ЗНАКа» и ОФД;
  • установить и запустить программы для учета товарооборота и работы онлайн-касс;
  • научиться работать с новыми устройствами.

Нужна консультация? Обращайтесь к нашим менеджерам. Мы отвечаем на вопросы о контрольно-кассовом оборудовании каждый день без праздников и выходных (часы работы техподдержки в праздничные дни всегда доступны на сайте заранее).

Контактные данные

Адрес:
ул. Холодильная, 85 к1 - Центр автоматизации бизнеса и сервисный центр
ул. Котовского, 7 - Cервисный центр по обслуживанию торгового оборудования

Режим работы: с 9:00 до 17:30.
В выходные осуществляется техподдержка
с 9:00 до 17:30 по телефону +79048769790

Телефон: 8 (3452) 393-904, 8 (3452) 207-219

E-mail: elita02@yandex.ru