
Программа обязательной маркировки парфюма начинает действовать с 1 октября в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2019 N 1957. Определенные виды парфюмерной продукции нужно регистрировать в ГИС «Честный знак», чтобы подтвердить их оригинальность.
Маркировка позволит вести учет парфюмерной продукции на всех этапах — от производства до покупки, что в свою очередь снизит количество нелегальной продукции на рынке. Покупатели могут самостоятельно проверить подлинность купленной туалетной воды или духов, проверив код через приложение на смартфоне.
Кто маркирует
В процессе обязательной маркировки парфюмерии участвуют все, кто задействован в производстве, поставке импорта, распространении и реализации товаров. Ответственность за маркировку импортной продукции лежит на импортерах, а за отечественной — на производителе. Продавец также участвует в процессе, если осталась немаркированная продукция или покупатель сделал возврат.
Предприниматели должны зарегистрироваться в системе «Честный знак» и запросить двухмерные DataMatrix коды по количеству товаров. На каждый товар нужно наклеить код, в который входят коды товара, экземпляра и проверки.
Дистрибьютор и поставщик подписывают электронный документ, который фиксирует переход права собственности. Далее по электронному УПД дистрибьютор передает права розничному продавцу. Кассир проводит товар через онлайн-кассу и информация о выходе товара из оборота поступает в систему через ОФД.
Какие духи маркируются
Все виды духов и туалетной воды, которые подлежат маркировке, указаны в распоряжении правительства № 792-р от 28 апреля 2018 года.
Закон о маркировке парфюма касается изделий, которые соответствуют кодам ТН ВЭД — 3303 и ОКПД-2 — 20.42.11:
- духи — 20.42.11.110;
- туалетная вода — 20.42.11.120;
- одеколоны — 20.42.11.130.
Маркировать надо как женские, мужские и детские парфюмы в упаковках более 5 мл, так и наливные духи. Data Matrix нужно клеить на потребительскую упаковку или на этикетку. Код для наливной парфюмерии нужно получать на большой флакон, указав объем в миллилитрах. На маленькие флаконы его наносить не нужно, однако при продаже на кассе продавец должен отсканировать код с большого флакона.
Комплекты парфюмерных изделий, куда могут входить косметические и другие товары, формирует производитель. Если магазин сам собирает несколько товаров в набор, куда входят духи или туалетная вода, на него нужно получить единый код. После расформирования набора на каждый товар надо будет приклеить новый код.
Какие парфюмерные товары не подлежат маркировке
- Пробники парфюмов объемом до 5 мл.
- Экспериментальные образцы для оценки соответствия требованиям закона.
- Выставочные и рекламные образцы, которые не будут реализованы потребителю.
- Тестеры парфюмерии, изготовленные производителями.
- Твердые духи и в виде кремов.
- Парфюмерная продукция для экспорта в страны ЕЭС.
- Любая парфюмерия в магазинах беспошлинной торговли.
- Остатки духов, произведенных или ввезенных в РФ до 1.10.2020 года можно продавать без кодов до 30.09.2021 года.
Что необходимо для маркировки
- Проверьте торговое оборудование — если у вас одномерные сканеры, замените их на двумерные, установите или обновите ПО для работы с маркированными товарами.
- Зарегистрируйтесь в ГИС «Честный знак» и на сайте ЦРПТ.
- Выберите оператора и настройте обмен электронными документами.
- Получите усиленную электронную подпись на руководителя или ИП.
- Закажите и загрузите в систему Data Matrix в личном кабинете ЦРПТ.
- Распечатайте этикетки, наклейте их и внесите в обращение на сайте ЦРПТ.
- Проведите обучение сотрудников новым правилам бухгалтерского учета и продаж на кассе.
- Введите товары в оборот.
Ответственность за использование немаркированной продукции
За неправильную маркировку или ее отсутствие участникам цепочки товарооборота грозят штрафы, конфискация и административная ответственность по ст. 15.12 КоАП РФ.
Штрафы за производство без кодов с конфискацией:
- юридические лица и ИП — 50 000–100 000 ₽;
- должностные лица — 5 000–10 000 ₽.
Штрафы с конфискацией за продажу, хранение и перевозку парфюма без передачи данных в систему маркировки:
- юрлица и ИП — 50 000–100 000 ₽;
- граждане — 2 000–4 000 ₽;
- должностные лица — 5 000–10 000 ₽.
Штрафы за отсутствие кода товара в чеке:
- юрлица и ИП — 5 000–10 000 ₽;
- должностные лица — 1 500–3 000 ₽.
За продажу немаркированной продукции с оборотом 1,5 млн ₽ и больше нарушителю грозит уголовная ответственность:
- штраф до 400 000 ₽, который можно выплатить за 2 года;
- лишение свободы до 3 лет и штраф 80 000 ₽ или доход за 6 месяцев.
Чтобы вовремя нанести коды на товары и успешно работать с системой, обращайтесь к нам за консультацией и заказом оборудования — поможем зарегистрироваться в системе, научим маркировать и правильно реализовывать продукцию.