Механизм маркировки товаров народного потребления начал планомерно вводиться с 2017 года и в 2019 году коснулся парфюмерной продукции.
Согласно постановлению правительства № 1957 с 1 октября 2020 года отдельные виды этих товаров подлежат обязательной маркировке.
Маркировка парфюма позволяет снизить долю фальсифицированной продукции на рынке и отследить движение продукции от изготовителя до покупателя. Потребители теперь могут получить сведения о подлинности духов, туалетной воды и одеколона через мобильное приложение.
Общая схема маркировки духов
Общая схема маркировки духов состоит из нескольких этапов:
- Производитель регистрируется на официальном сайте ЦРПТ в ГИС «Честный знак» и заказывает идентификационные коды DataMatrix. Идентификаторы предоставляются заказчику в электронном виде, распечатать и нанести их на товар нужно самостоятельно;
- Сканируя коды, производитель заносит информацию о товаре в систему маркировки, и та становится доступной следующим участникам товарооборота;
- Маркированный парфюм поступает в розничные магазины через дистрибьюторов;
- При продаже конечному потребителю товар проходит через онлайн-кассу, информация автоматически передается в ГИС и ФНС, а товарная позиция выводится из оборота.
Все участники цепочки взаимодействуют друг с другом через оператора ЭДО.
В процессе маркировки парфюмерии фигурируют все участники рынка этой продукции:
- производители;
- поставщики импорта;
- дистрибьютор;
- розничные продавцы.
Парфюм, изготовленный в России, маркируется на заводе-изготовителе. За маркировку товара иностранного производства отвечает импортер.
Коды DataMatrix заказываются, распечатываются и наносятся розничным продавцом в случаях:
- возврата духов с потерянным или испорченным идентификатором;
- повреждения кода в процессе хранения;
- присутствия на складе духов без маркировки.
Парфюмерия, подлежащая маркировке
Правила маркировки распространяются на женскую, мужскую и детскую парфюмерную продукцию объемом от 3 мл, соответствующую кодам группы 3303 по ТН ВЭД и кодам ОКПД-2 группы 20.42.11. Идентификационные коды приклеиваются на упаковку или этикетку на флаконе.
Наливная парфюмерия
Маркировка духов, реализуемых на розлив, происходит следующим образом — код DataMatrix заказывается на большую тару с духами, из которой будет производиться розлив с указанием объема в миллилитрах. При каждой продаже этого вида парфюма сканируется код на общей таре, а в чеке прописывается, какая часть от целого продана.
Наборы и комплекты парфюма
Определения «набор» и «комплект» часто путают. Комплект собирается на производственном предприятии и маркируется изготовителем. Расформировывать комплекты запрещено.
В процессе товарооборота каждый из его участников вправе собрать парфюмерный набор, например перед Новым годом. В этом случае единый для всего набора код заказывает дистрибьютор или магазин, тем самым регистрируя сборку. Нераспроданные наборы после праздника можно расформировать с последующей перемаркировкой и вводом в оборот входящих в них позиций.
Немаркированные остатки
Парфюмерную продукцию, произведенную или ввезенную на территорию России и не введенную в оборот до 1 декабря 2021 года, продавать запрещено. Нелегальная торговля немаркированной продукцией попадает под действие статьи 15.12 КоАП РФ.
Какие парфюмерные товары не подлежат маркировке
Под требования закона о маркировке духов не попадают:
- флаконы объемом до 5 мл включительно;
- твердый парфюм;
- образцы, предназначенные для маркетинговых целей.
В случае отсутствия в поставке пробника, его разрешено сделать самостоятельно, предварительно списав товарную единицу с остатков.
Что необходимо для маркировки духов
Чтобы начать работу в системе маркировки, необходимо пройти следующие шаги:
- приобрести:
- любой кассовый аппарат или обновить прошивку имеющегося;
- двухмерный сканер штрих-кодов;
- принтер для печати кодов;
- на сайте ЦРПТ зарегистрироваться в ГИС «Честный знак»;
- заключить или обновить договор с оператором ЭДО;
- получить усиленную электронную подпись УКЭП;
- заказать коды DataMatrix;
- распечатать полученные в электронном виде коды;
- обучить сотрудников новым правилам торговли и работы на кассе.
Ответственность за оборот немаркированной продукции
Штрафные санкции за нарушения закона о маркировке духов и реализации парфюмерной продукции прописаны в статье 15.12 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от тяжести нарушения.
Если стоимость немаркированной партии товара превышает 1,5 млн рублей, законом это расценивается как крупный и особо крупный размер. За производство, хранение или продажу парфюма в таких объемах предусмотрена уголовная ответственность согласно статье 171.1 УК РФ.
В планах правительства к 2025 году подвергнуть обязательной маркировке все виды продовольственных и непродовольственных товаров.
Компания «Элита-Сервис» оказывает услуги по автоматизации бизнеса более 20 лет и в курсе изменений и нововведений в законодательстве РФ. Компания оказывает услуги по продаже и обслуживанию оборудования для торговли товарами, подлежащими маркировке. Наши специалисты помогут с выбором оптимальных решений, установят и настроят ПО и при необходимости обучат персонал.